Больше трех полководцев великой отечественной москвичи вспоминали с трудом - Москва.ру

Больше трех полководцев великой отечественной москвичи вспоминали с трудом

Больше трех полководцев великой отечественной москвичи вспоминали с трудом

Мы проверили прохожих на знание истории войны

Движение «Волонтеры Победы» выступило с предложением: ужесточить правила ношения георгиевской ленточки. По их мнению, ленточки можно крепить только на лацкан пиджака. То есть носить их на сумке, вплетать в волосы или вешать в автомобиле — нельзя.

Подобные предложения — только эхо долгой дискуссии о георгиевских ленточках, кстати, ставших непременным атрибутом праздника не так уж давно. Споры о том, являются ли они символами, достойными «уважительного отношения», вспыхивают каждый год, как и разговоры о том, связано ли вообще наличие ленты с реальной памятью о войне. Корреспонденты Москва.Ру решили проверить знание истории у тех, кто носит символ Победы.

Мы задали москвичам пять простых (на наш взгляд) вопросов о войне:

— Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

— Какие страны были союзниками СССР? (Англия, Франция и США.)

— Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года.)

— Назовите четырех полководцев Советского Союза. (Например, Жуков, Малиновский, Рокоссовский и Сталин.)

— В каком году СССР освободил Францию? (Вопрос с подвохом: наши войска не освобождали Францию.)

Приятный сюрприз: в целом «по больнице» уровень знаний выше среднего. Честно, мы ожидали, что на первом же вопросе увидим удивленный взгляд и судорожное перечисление дат. Но то ли люди стали сознательнее, то ли в школах начали лучше учить историю… Анекдотических огрехов почти не было. Ожидаемо, что пожилые люди знали факты о войне лучше, хотя на все пять вопросов никто полностью так и не ответил. Самым сложным оказалось вспомнить сразу четырех военачальников. Первым на ум приходил Жуков, а вот дальше…

— А можно я назову союзнического полководца? Черчилль, например, — запутался в должностях 19-летний Роман.

Он пришел на Манежную площадь в форме советского солдата.

— Нет, это не акция. Я первый раз так оделся, — говорит парень. — Решил так почтить память своего прадеда. Но ко мне пока никто не подходит, не фотографируется. Друг только подкалывает: «Ты чо, патриот?..»

Другая наша собеседница, вспомнив Жукова, тут же запнулась. Мы решили ей подсказать: кто был Верховным главнокомандующим?

— А! Да! Как наш главнокомандующий и по сей день Путин, а там был Сталин! — шокировала нас политическими познаниями 20-летняя Арина.

От зубов имена маршалов отлетали у ветерана войны Валентина Алексеевича.

— Жуков, Конев, Рокоссовский, Баграмян… Да много их! — 93-летний участник обороны Москвы стал лидером по числу правильных ответов, запнувшись разве что на последнем. Наши вопросы вызывали у него смех: мол, ну разве это сложно?

— Союзники? Да какие они союзники… — искренне недоумевает ветеран, отвечая на следующий вопрос. — Ну ладно, называйте их так. Америка в основном была…

При ответе на этот вопрос мы ждали удивительных версий: Китай, Австралия, Мексика… Но москвичи оказались образованнее: почти каждый называл хотя бы две страны. Не вызвала проблем и дата окончания Сталинградской битвы: из восьми опрошенных нами ошиблись только трое. Казалось бы, уж точно не должно быть проблем с датой начала войны. На каждом плакате и бампере — «1941–1945». Но и тут нас удивила студентка Арина.

— 1945… — неуверенно начала девушка.

— Нет, год начала войны, — поправляем мы.

— А! 1 сентября, кажется, 1939 года… — все так же неуверенно роется в памяти студентка.

— Да нет же! Год начала Великой Отечественной!

— А, 1941-й, — наконец ответила Арина.

Молодец, Арина, хотя бы с третьего раза.

Хуже всего было с датой. Может, и ее писать на всех плакатах? Молодые люди не помнили день напрочь, а вот пожилым вспомнить 22 июня не составило труда.

Полным провалом для москвичей стал наш вопрос с подвохом. Что ветераны, что студенты начинали гадать на кофейной гуще: 1944, 1945 год… Видимо, вместе с Польшей и Венгрией. Не поверите, удивила нас только студентка Арина:

— СССР не освобождал Францию, — безапелляционно ответила девушка. Внезапно…

Возможно, копни мы глубже или опроси больше людей, результаты были бы более плачевными. Но увы: оказалось, что в центре Москвы днем с огнем не сыщешь человека с георгиевской ленточкой.

В этом году георгиевскую ленточку можно получить в 11 местах в Москве. Это Зубовский б-р, 4; ул. Арбат, парк Горького, Манежная пл., парк «Сокольники»; Воробьевы горы, смотровая площадка; ул. Кузнецкий Мост, Пушкинская пл., м. «Третьяковская», парк «Царицыно», парк Победы.

В прошлом году этих пунктов по Москве было 17. Значит ли это, что помнить о войне стали меньше, или просто популярность этой акции снижается? Есть предположение, что нынешняя дата — просто не круглая, поэтому георгиевская ленточка обесценилась: для многих из символа памяти она стала просто атрибутом 9 Мая. Как шапка Санта-Клауса на Новый год или мимоза на 8 Марта. Надо дарить, надо носить… А почему — разве это так важно?

Акция «Волонтеров Победы», с одной стороны, кажется не такой уж и безумной: если ленточка — атрибут памяти о страшной войне, то носить ее надо с уважением. Не обвешиваться, как елка, и не наклеивать ее на бутылку водки. А с другой — разве должно быть кому-то дело до того, как именно повязан кусочек ткани? Разве память зависит от этого? И отсутствие ленточки не значит, что внук или правнук забыл о подвиге деда.

Рейтинг
Москва.ру