Женщины в науке: от «живых компьютеров» к Нобелевским премиям - Москва.ру

Женщины в науке: от «живых компьютеров» к Нобелевским премиям

МОСКВА, 11 фев – Москва.Ру. Сегодня мир второй раз в истории празднует День женщины в науке. Москва.Ру и Университет ИТМО вспоминают, какие трудности первым женщинам-ученым пришлось преодолеть для того, чтобы мужчины начали воспринимать их как равных в раскрытии тайн Вселенной, истории человечества и человеческого разума.

Всемирный день женщины в науке начал свою жизнь совсем недавно – в декабре 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой 11 февраля было признано «Международным днем женщин и девушек в науке». В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, продвижении науки и других областях, связанных с развитием научных знаний.

К примеру, ученые из Испании в этом году планируют запустить так называемую «Инициативу 11 февраля», в рамках которой они будут рассказывать о роли женщин в развитии науки и выбирать нескольких выдающихся женщин-ученых в качестве примера для подражания для будущих поколений. Это, как они надеются, поможет закрыть разрыв между полами в науке и сделает ее более дружелюбной для молодых аспиранток и студенток.

Эгалитарный Египет и тоталитарная Европа.

Вопреки мнениям многих обывателей, наука, как и роль женщин в ней, развивалась крайне сложным и извилистым путем на заре цивилизации. Истории о существовании ученых жен, а не только ученых мужей, существуют фактически во всех письменных источниках древнего мира, хотя статус женщин и отношение к ним разительно отличались во всех обществах Античности. Как правило, занятие наукой во всех из них было привилегией богатых и знатных людей, имевших время для таких причуд, вне зависимости от их пола и возраста.

Первой женщиной-ученым традиционно считается знатная древнеегипетская женщина по имени Мерит-Птах, врач по профессии и один из пионеров в области медицины, умершая около пяти тысяч лет назад. Ее сын, ставший верховным жрецом, построил для матери отдельную гробницу рядом с первыми пирамидами фараонов в Саккаре.

Мерит-Птах была далеко не единственной женщиной-ученым своего времени – в Древнем Египте, несмотря на его крайне жесткую социальную и религиозную структуру, женщины пользовались почти такими же правами, как и мужчины, и могли быть писцами — чиновниками высшего ранга, а также жрицами, врачами и даже фараонами. Помимо Мерит-Птах, нам также известны такие древнеегипетские женщины-врачи, как Песешет, Клеопатра и ряд других. Многие из них имели собственные школы и оставили после себя трактаты по основам медицины, в том числе и повивального искусства.

Схожая картина наблюдалась и в Древней Греции – женщины могли свободно посещать философские школы и становиться математиками, физиками, докторами или просто философами. К примеру, Ипатия из Александрии считалась одним из главных светил науки своего времени и создателем многих астрономических и научных приборов – астролябии, карты неба, дистиллирующего аппарата и ряда других приборов. Аспасия, супруга Перикла, была одной из самых влиятельных и научно подкованных граждан Афин, в чей дом нередко заходили поспорить Сократ и многие другие философы.

Ситуация резко изменилась после распада Римской империи и распространения по Европе современных религий – когда наступили «темные века», на женщин, занимающихся наукой, стали смотреть как на ведьм или нечистых на руку особ. Погибали не только библиотеки с архивами накопленных знаний, как Александрийская библиотека в 393 году, но и сами их носители. К примеру, в 415 году религиозные фанатики убили Ипатию из-за того, что она была сторонником философских взглядов Платона и Плотина и не поддерживала гонения на язычников в политических спорах внутри Александрии.

Реальное возвращение женщин в науку произойдет лишь через 12 веков, в эпоху Возрождения и ренессанса европейской науки. Первой женщиной-ученым нового времени может считаться Маргарет Кавендиш, написавшая ряд трактатов на физические темы и старавшаяся привлечь внимание других женщин к науке.

Живые компьютеры.

Несмотря на то, что в 17-18 веках женщины-ученые уже периодически появлялись, их коллеги из числа ученых мужей отказывались всерьез рассматривать их как равных себе. Даже ведущие просветители того времени, такие как Жан-Жак Руссо, считали, что женщины предназначены природой для воспитания детей и не должны заниматься наукой.

Только ближе к началу 19 века женщины начали входить в профессорские составы университетов и публиковаться в серьезных научных изданиях. Некоторые из них, например британский математик Ада Лавлейс, считаются основателями целых ветвей знаний, таких как программирование и теория вычислительных систем.

Ярким примером этого процесса являются так называемые «компьютеры» – группа из нескольких десятков женщин, работавших в Гарвардском университете вместе с известным астрономом Эдвардом Пикерингом. Он нанял этих женщин для того, чтобы анализировать тысячи фотографий звезд, полученных при помощи новой тогда технологии фотопластинок, и каталогизировать его.

Как говорил тогда Пикеринг, он привлек женщин к подобным вычислениям по той причине, что эта работа считалась недостойной настоящих ученых из-за однообразности и скучности. Но оказалось, что он ошибался – прилежная работа «компьютеров» и аналитические способности их лидера, Уильямины Флеминг, помогли открыть одну из главных закономерностей Вселенной: зависимость между цветом звезды, ее спектром, химическим составом и температурой поверхности.

Впоследствии «компьютеры» Пикеринга создали современную систему классификации звезд, открыли несколько классов переменных звезд, туманностей и прочих объектов, честь обнаружения которых, в силу нравов того времени, была изначально присвоена только самому Пикерингу.

Математик из Великобритании Ада Лавлейс (1815-1852).

На рубеже XIX и XX веков роль женщин в науке, благодаря развитию суфражистского и феминистского движений, заметно расширяется, и к середине XX века женщины-ученые перестали быть диковинкой или вызывать раздражение у консервативно настроенных слоев населения. В пользу этого говорит то, что женщины еще в 1903 году пробили главный научный «стеклянный потолок» – Нобелевскую премию. За последние сто лет лауреатами самой престижной научной награды мира стали 17 женщин-ученых, совершавших открытия в области физики, химии и медицины, а еще 31 женщина удостаивались этой награды в области литературы, экономики и поддержания мира на Земле. 

С другой стороны, в последние годы многие активисты начали говорить о том, что женщины непропорционально мало представлены в науке даже сегодня, особенно в астрономии и других естественно-научных дисциплинах. Несмотря на равный интерес к ним при поступлении в университеты и колледжи, женщины составляют менее четверти выпускников американских вузов в так называемых STEM-дисциплинах, а в некоторых областях, таких как математика и астрономия, их доля всего около 10%, а их зарплата в среднем ниже на 20-30%.

Причиной этого может быть, по разным версиям, как систематическая дискриминация со стороны мужчин и примкнувших к ним женщин консервативных взглядов, так и то, что студентки и аспирантки менее уверены в своих математических способностях и поэтому бросают учебу, а также то, что женщины гораздо чаще жертвуют карьерой или высокой зарплатой ради семьи и детей. Как надеются ученые из «Инициативы 11 февраля», появление ролевых моделей из числа уже успешных женщин-ученых поможет школьницам и студенткам обрести себя на пути науки и сохранять уверенность в том, что у них все получится.

«Уже сейчас видно, что женщины захватывают этот мир»

Для России, одной из таких ролевых моделей, как считает Дарья Яковлева, старший лаборант Университета ИТМО в Санкт-Петербурге и победитель международных турниров по программированию, может быть Екатерина Ющенко, одна из первых программистов в СССР и первая женщина-доктор физико-математических наук. Она разработала один из первых в мире языков программирования высокого уровня, используя опыт создания одной из первых советских ЭВМ.

— Как Екатерина Ющенко справлялась с тем, что коллеги-мужчины смотрели на нее несерьезно (если таковое могло быть — тут мы можем только предположить), и сталкивалась ли она с тем, что ее достижения присваивали мужчины?

— Екатерина Логвиновна — большая молодец! Я не исключаю того, что коллеги-мужчины смотрели на неё несерьезно, но несмотря на всё это, она добилась высоких результатов в своей сфере. Она любила свое дело и верила в себя. Несмотря на то, что адресный язык разрабатывался Екатериной Логвиновной совместно с В.С.Королюком, именно она стала первым в СССР доктором физико-математических наук, которому эта степень была присвоена за работы по программированию. Также она является автором более 200 научных работ, в том числе 23 монографий и учебных пособий, поэтому я думаю, что свои достижения Екатерина Ющенко смогла отстоять.

— Как вы считаете, отличался ли Советский союз в отношении к женщинам-ученым по сравнению с другими странами?

— Я думаю, что была. Женщины, как правило, были домохозяйками, либо занимались малоинтеллектуальной работой. Все это, мне кажется, берет основу в воспитании девушек. Задача девушки: выйти замуж, вести домашние дела, воспитывать детей и времени на себя и карьеру просто не оставалось. Потенциал и возможности девушек так и оставались нераскрытыми. Нужно заметить интересный факт: в начале появления профессии бухгалтерами были только мужчины, но сейчас мы видим что в основном бухгалтерами работают женщины. Возможно, потому что с появлением вычислительных машин, работа бухгалтера сильно облегчилась.

— Как Вы сами пришли в науку? 

В пятом классе на уроке информатики нас познакомили с языком программирования Pascal и это была любовь с первого взгляда. Потом были Python, C++, Java, Haskell. Я поступила в Университет ИТМО на кафедру КТ. Программирование — это безумно интересно, IT используются почти во всех сферах нашей жизни. Технологии не стоят на месте и во всем можно найти что-то новое, что-то улучшить или изобрести свое.

— Как вы реализуетесь в науке и как видите роль женщины в науке в перспективе?

— Сейчас я работаю на кафедре, занимаюсь организаций олимпиад, работаю с абитуриентами, кроме этого преподаю олимпиадное программирование для школьников. Пишу диплом по машинному обучению по теме таргетинга в социальных сетях. Также летом я еду на стажировку в Google. Мои две маленькие цели после университета: стать кандидатом технических наук и открыть свой бизнес. 

Уже сейчас видно, что женщины захватывают этот мир;). В нашем университете есть две невероятные, умные молодые девушки-проректоры. Они уже за несколько лет сделали многое для нашего ВУЗа. Я хотела бы, чтобы женщинам давали возможность для самореализации и не ограничивали их в выборе своего пути.

«Сейчас достаточно быть увлеченной»

В свою очередь, Анна Калюжная, климатолог из университета ИТМО, считает, что на такую роль может претендовать Евгения Рубинштейн — первая женщина-климатолог в России и Советском Союзе, внесшая огромный вклад в изучение погодных и климатических феноменов.

— Евгения Самойловна Рубинштейн – один из классиков современной климатологии и основоположник применения методов статистического анализа метеорологических полей. Став первым профессиональным климатологом, она положила начало подготовке высококвалифицированных специалистов в области наук об атмосфере. Под ее авторством вышло несколько учебников и монографий, переведенных на иностранные языки, она стала первой женщиной, которую зачислили в штат сотрудников Главной геофизической обсерватории, а после и профессором ЛГУ.

Оказала ли она на меня влияние? Я училась на географическом факультете СПбГУ, где в свое время преподавала и вела свою научную деятельность, а до этого и обучалась Евгения Самойловна. Мы обучались по учебникам последователей Рубинштейн, в которых были развиты научные основы, заложенные ей в середине прошлого столетия. Однако, решение прийти в науку было принято мною намного раньше, еще в детстве я решила, что хочу изучать процессы в океанах и морях. Поэтому я закончила кафедру океанологии и пришла работать в ИТМО, где уже на тот момент была группа ученых, специализирующаяся на математическом моделировании и прогнозировании экстремальных гидрометеорологических явлений.

Биография Евгении Рубинштейн говорит о широком признании ее заслуг и результатов трудов, как коллегами, так и мировым научным сообществом. Через призму такого успеха и признания оставшегося в веках сейчас очень трудно аргументировано рассуждать о напрашивающихся вопросах касательно того, насколько тернистым был для нее путь в мужском мире науки. Я думаю, что первопроходцам никогда не бывает просто, в какой сфере они бы не пытались утвердиться и каким бы полом не обладали, но она была действительно увлечена тем, чем занималась и удача ей сопутствовала — в тот же год, когда она получила диплом, вышел закон, разрешавший Главной геофизической обсерватории брать женщин на научные должности. Сейчас, конечно, для женщин в науке все стало проще, не нужно быть первопроходцем, достаточно просто быть увлеченным, профессиональным и креативным специалистом в своей области.

Рейтинг
Москва.ру