Русский музей в 2017 году организует выставку, посвященную Тарковскому - Москва.ру

Русский музей в 2017 году организует выставку, посвященную Тарковскому

С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 фев — Москва.Ру. Русский музей планирует в 2017 году организовать в Строгановском дворце выставку, посвященную знаменитому кинорежиссеру Андрею Тарковскому, сообщила журналистам заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

«В Строгановском дворце в 2017 году мы собираемся сделать выставку, она должна быть интересна для публики, посвященная юбилею Андрея Тарковского. Мало кто знает, что Тарковский был не только выдающимся гениальным режиссером, он был художником. Есть небольшое количество его живописных и графических работ, которые мы можем показать. Они находятся в частных руках», — сказала она.

По ее словам, на выставке также будут представлены фотографии и другие архивные материалы, в рамках выставки будут показаны фильмы Тарковского (1932 – 1986).

«Есть его личные фотографии, которые находятся в семье, которые семья нам дает. Есть интересные архивные материалы, которые тоже неизвестны. Есть фильм (Тонино) Гуэрры, который снимал Тарковского, когда он делал свой фильм «Жертвоприношение». И жена Гуэрры дает нам этот материал», — сказала Петрова.

«Это будет небольшая выставка в Строгановском дворце, но надеемся, что очень интересная – для тех, кто любит творчество Тарковского», — добавила она.

Андрей Тарковский — автор фильмов «Солярис», «Сталкер», «Зеркало», «Андрей Рублев», один из крупнейших кинорежиссеров XX века. В 1980 году режиссер уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия» и больше в Россию не вернулся. «Ностальгия» получила приз Каннского кинофестиваля за режиссуру и приз ФИПРЕССИ (1983 год). Тарковский скончался в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года.

Андрей Тарковский в зеркале фотографии. Редкие кадры.

Польский режиссер Кшиштоф Занусси рассказывал, что однажды на встрече со зрителями молодой американец спросил Андрея Тарковского: «Что я должен делать для того, чтобы быть счастливым?» Тарковский ответил: «Сначала надо задуматься — для чего вы живете на свете? Какой смысл в вашей жизни? Почему вы появились на земле именно в это время? Какая роль вам предназначена? Разберитесь во всем этом. А счастье?.. Оно или придет, или нет».

Что такое «кино Тарковского» не берутся определить даже именитые критики — это отдельным мир, который создавался словно в отрыве от реальности, при этом максимально к ней приближаясь. Современники и соотечественники его не понимали, за рубежом — восхищались, превозносили и награждали на всевозможных конкурсах.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области близ города Юрьевца. Детские годы его прошли в деревянном доме на улице Щипок в Замоскворечье (ныне — 1-й Щипковский переулок), куда семья переехала в 1943 году. В 1990-х этот дом был снесен, сейчас в восстановленном здании планируется создать культурный центр Тарковских.

Андрей Тарковский в возрасте 17 лет. Фото сделано в Доме на Щипке. 1950-е годы.

Отец Андрея Тарковского — поэт Арсений Тарковский. Как рассказывают близкие семье люди, у них было много общего, понять одного можно было только узнав обоих. «Я, вероятно, разглядела по-настоящему позже и поняла, что объединяет стихи отца и фильмы Андрея. Они обладают свойством пробуждать в человеке то, о чем он только смутно догадывается», — вспоминала первая жена режиссера Ирма Рауш.

На фото: Арсений Тарковский с сыном Андреем. Фото 1930-з годов.

В 1954 году Тарковский поступил во ВГИК. Там он познакомился со своим учителем и другом Михаилом Роммом, коллегой — Андреем Михалковым-Кончаловским, с которым позже поставил свой первый фильм — дипломную работу «Каток и скрипка».

На фото: кинематографисты Андрей Тарковский (слева) и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий. 1962 год.

Отсчет фильмов Андрея Тарковского обычно начинают с этой сентиментальной истории о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка. Именно в нем киноведы ищут и находят зачатки будущих тематических и стилистических поисков режиссера.

«Каток и скрипка» — это еще и первая совместная работа Тарковского с оператором Вадимом Юсовым. Их творческий тандем, сложившийся на съемках дипломной работы, впоследствии подарил нам такие фильмы как «Андрей Рублев», «Иваново детство» и «Солярис».

Оператор Вадим Юсов и режиссер Андрей Тарковский во время съемок.

Фильм «Иваново детство» по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван» начал снимать в 1960-м году другой молодой режиссер, но первый отснятый материал оказался неудачным. Учитель Тарковского Михаил Ромм посоветовал своего талантливого ученика. Эта картина стала полнометражным дебютом режиссера, принесла ему «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля 1962 года и множество других призов. Тарковский с самого начала предложил свой вариант заглавия: «Иваново детство». «Я просто влюблен в эту тему. Мне было столько же лет, когда началась война. Это ситуация моего поколения», — говорил он. Детство вообще было постоянным источником его вдохновения: «Мое детство я помню очень хорошо. Для меня это самое главное — самые главные годы в моей жизни».

«Андрей Рублев» задумывался как фильм о художнике и власти, но постепенно перерос в нечто большее. По словам киноведов, «Рублев» выявил истинный сюжет кинематографа Тарковского — духовное усилие. В этой ленте сформировался и основной элемент стиля Тарковского: будь то XV век, современность или альтернативное будущее, действительность в его картинах показана обыденно, обжито. Несмотря на то, что картина была готова еще в 1966 году, цензурой было велено ее урезать и переснять. В итоге россияне смогли увидеть «Рублева» лишь в 1971 году в сокращенной версии.

На фото: Андрей Тарковский во время съемок художественного фильма «Андрей Рублев».

В этой картине впервые снялся актер Анатолий Солоницын. Его называли «актером Тарковского», пока он был жив, режиссер не снял без него ни одного фильма.

На фото: Анатолий Солоницын (1934-1982) во время съемок фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

Тарковский был известен своей нелюбовью к научной фантастике. Тем не менее, один из самых известных его фильмов — «Солярис» — экранизация научно-фантастического романа Станислава Лема. «Решение мое экранизировать роман Лема вовсе не результат пристрастия к жанру, — говорил Тарковский. — Главное то, что в «Солярисе» Лем ставит близкую мне проблему. Проблему преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы».

На фото: режиссер Андрей Тарковский репетирует с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук сцену из кинофильма «Солярис».

В 1974 году Тарковский начал съемки фильма «Зеркало», во время работы носившего название «Белый, белый день». Об этой картине он мечтал долгие годы, в своем дневнике писал: «По-моему, после «Соляриса» надо снимать «Белый день». Интересно, заработаю я когда-нибудь столько, чтобы расплатиться с долгами и купить самое необходимое — диван, кое-какую мебель, пишущую машинку, книги, которые я хочу иметь у себя на полке? Потом надо ремонт делать в деревне. А это — опять деньги…»

На фото: Андрей Тарковский на съемках фильма «Зеркало». 1972 год.

«Зеркало» называют самым полным отражением авторской личности режиссера, это единственный его фильм, в котором ничего не вырезали, а только добавляли. Тарковский вспоминал: «Зеркало» монтировалось с огромным трудом: существовало около двадцати с лишним вариантов монтажа картины. Я говорю не об изменениях отдельных склеек, но о кардинальных переменах в конструкции, в самом чередовании эпизодов. Картина не держалась, не желала вставать на ноги, рассыпалась на глазах, в ней не было никакой целостности, никакой внутренней связи, обязательности, никакой логики. И вдруг, в один прекрасный день, когда мы нашли возможность сделать еще одну, последнюю отчаянную перестановку, картина возникла».

На фото: Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма «Зеркало».

Последний фильм Тарковского на родине — «Сталкер», экранизация фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Медлительный ритм, минимум монтажа и движения камеры создают особую атмосферу этой картины. «Сталкер» принес режиссеру европейское признание, у Тарковского появились последователи, ученики. Но даже это не пробило «брони» в официальных советских кругах: фильм «Сталкер» вышел в прокат в 1980 годe всего в 196 копиях. На Москву выделили только три, и даже при таком объеме проката за первые же месяцы в столице картину посмотрели два миллиона зрителей.

На фото: Андрей Тарковский и Алиса Фрейндлих во время съемок фильма «Сталкер». 1978-79 гг.

Фильм «Ностальгия» Тарковский снял в Италии. Фильм родился на основе документального проекта путешествия Тарковского по Италии, над которым он работал вместе с итальянским сценаристом Тонино Гуэррой. В то время задерживаться за границей он не собирался. Тем удивительнее предчувствие «русской болезни». Тарковский писал: «Я хотел рассказать о русской ностальгии – о том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от родины …> Мог ли я предполагать, снимая «Ностальгию», что состояние удручающе-безысходной тоски, заполняющее экранное пространство этого фильма, станет уделом дальнейшей моей жизни?»

На фото: режиссер Андрей Тарковский и актер Олег Янковский на съемках фильма «Ностальгия», 1982-83 гг.

Свой последний фильм — поэтическую притчу «Жертвоприношение» — Тарковский снимал в Швеции. Режиссер был уже тяжело болен.

В конце 1985 года режиссёру поставлен диагноз — рак лёгких, а 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробный памятник с надписью «человеку, который увидел ангела» был сделан Эрнстом Неизвестным.

Одна из последних фотографий Андрея Тарковского. 1986 год.

«Я совершенно не смог бы жить, если бы знал пророчество о собственной жизни. Видимо, жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончается, — я имею в виду, естественно, свою личную судьбу. В этой детали есть какое-то невероятное, нечеловеческое благородство кого-то, перед кем человек чувствует себя младенцем, беззащитным и охраняемым одновременно. Это сделано для того, чтобы знание наше было неполным, для того, чтобы не осквернять бесконечность, чтобы оставить надежду. Незнание — оно благородно. Знание — вульгарно».

Андрей Тарковский

Рейтинг
Москва.ру