Русские идут: как в мире отмечают 100-летие революции - Москва.ру

Русские идут: как в мире отмечают 100-летие революции

Анна Михайлова, МИА «Москва.Ру»

«Доктор Живаго» за 40 секунд, британский театр «На Дне» и передвижная дача — в год столетия Октябрьской революции культурные институции по всему миру готовят масштабные и порой экстравагантные проекты. От Лондона до Нью-Йорка открывают выставки, ставят спектакли и переиздают русскую классику.

От яиц Фаберже до Окон РОСТА.

Репродукция агитационно-сатирического плаката работы Владимира Маяковского «Учредилка».

Мировые музеи начали готовить публику к юбилею загодя. В ноябре прошлого года в крупнейшей берлинской галерее современного искусства CFA открылась выставка «Кафе Питтореск» по названию известного артистического кафе на Кузнецком мосту, созданного Владимиром Татлиным и Александром Родченко в 1917 году. В залах этого «мирового вокзала искусства» собирались революционно настроенные художники, фотографы, поэты-футуристы.

Экспозиция CFA включает Окна РОСТА Владимира Маяковского и Михаила Черемных, работы Эля Лисицкого, Амшея Нюренберга, Александра Родченко, Абрама Штеренберга и выпускников ВХУТЕМАСа. Диалог с русскими авангардистами в стенах галереи ведут современные немецкие художники.

Их произведения отсылают к супрематизму, конструктивизму и агитпропу, демонстрируя, что вдохновленные революцией идеи актуальны по сей день. Убедиться, как много дала та эпоха европейскому искусству, можно до 4 марта.

Фотоснимок Александра Родченко.

Чуть дольше, до 12 марта, продлится выставка «Революционный импульс: Восход русского авангарда» в нью-йоркском МОМА. Эта экспозиция охватывает период с 1912 по 1935 год и рассказывает о художественном прорыве сразу во всех областях искусства: живописи, скульптуре, печати, дизайне, кино, фотографии, архитектуре и литературе. Ключевые фигуры выставки во многом совпадают с хедлайнерами берлинской экспозиции, но к работам Маяковского, Родченко и Лисицкого добавились произведения Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой, Ольги Розановой, Дзиги Вертова.

Российский император Николай II с сыном Алексеем .

Не только музеи современного искусства, но и более традиционные площадки в этом году посвящают выставки феномену революции. В амстердамском филиале Эрмитажа открылась экспозиция «1917. Романовы и революция» — о судьбе последней царской династии Российской империи.

Среди экспонатов — уникальные архивные документы, фотографии, портреты, личные вещи и дневники Николая II и его супруги Александры Федоровны, а также рисунки их детей и произведения знаменитого ювелира Карла Феберже, созданные для монарха.

Картины Казимира Малевича.

С 11 февраля центром революционной повестки станет Лондон. Королевская академия художеств совместно с Третьяковской галереей представит проект «Революция: Русское искусство 1917-1932». Помимо шедевров из собственного собрания академии, в британскую столицу из Москвы привезут лучшие работы Кандинского, Малевича и Шагала.

Кроме живописи, скульптуры, фотографии и плаката, на экспозиции будут представлены объекты повседневной жизни — от продовольственных карточек до советского фарфора. Атмосферу первых постреволюционных лет посетители смогут прочувствовать, заглянув в воссозданную коммунальную квартиру. Выставка будет работать до 17 апреля.

Плакат времен гражданской войны Моора «Ты записался добровольцем?».

В апреле же в Британской библиотеке откроется выставка «Русская революция: надежда, трагедия, мифы». В центре внимания кураторов — обычные люди и то, как менялась их жизнь в круговороте революционных событий. Основными экспонатами будут письма, включая корреспонденцию Владимира Ленина, который не раз посещал библиотеку, когда жил в Лондоне.

Экспонат выставки о русской революции.

Непосредственно в годовщину Октябрьской революции, 8 ноября, в лондонской Тейт-Модерн откроется еще одна выставка с говорящим названием «Красная звезда над Россией». Сюда стоит заглянуть любителям агитпропа и графики. Среди экспонатов будет знаменитый плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и работы автора «Не болтай!» Нины Ватолиной.

Революционеры пера и бумаги.

Б. Пастернак, Л. Брик, В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн.

Британцы, вообще, с особым вниманием отнеслись к этой исторической дате. Лондонское издательство Pushkin Press выпустило антологию «1917: истории и поэмы русской революции». В книгу вошли стихи и проза, написанные в период с 1917 по 1919 год.

Среди авторов — Марина Цветаева, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Блок, Александр Куприн, Тэффи, Михаил Кузьмин. В предисловии к изданию говорится, что сегодня их произведения звучат «вдвойне актуально», ведь они рассказывают о времени, когда «мир перевернулся с ног на голову», и «всё и вся было поставлено под сомнение».

Максим Горький и Лев Толстой.

В свою очередь, издательство Vintage Classics посчитало, что 100-летие революции — подходящий повод, чтобы напомнить своим читателям о классике. В свет вышли новые издания шести «величайших произведений русской литературы» с дизайнерскими обложками.

В юбилейный список попали: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Жизнь и судьба». Неизвестно, как отнеслись бы Толстой и Достоевский к включению своих произведений в «революционную» серию, но составители уверены, что русская литература любого периода способна произвести переворот в сознании читателя.

Пастернак в YouTube, Горький — в Лондоне.

Репродукция плаката-рекламы кинофильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» .

Солидарность с  Vintage Classics проявили студенты Кингстонского университета в Лондоне. По заданию издательства, они сняли короткие мультфильмы по мотивам произведений русской классики. Сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Жизни и судьбы» юным аниматорам удалось уместить в 40-секундные ролики. Победителем стал автор мультфильма по «Доктору Живаго». Ему достался приз в одну тысячу фунтов.

Лондонский культурный центр Dash Arts подошел к вопросу серьезнее. В течение пяти лет кураторы готовили специальную программу Революция-17, которая рассчитана на весь год и включает в себя живые выступления, выставки, лекции, чтения и показы легендарной картины «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Кульминацией станет путешествие мобильной «дачи искусств» по всей Великобритании с мая по август. Участвовать в культпоходе будут художники, писатели и музыканты из Соединенного королевства, России, Украины, Белоруссии, Азербайджана. Осенью действие снова переместится в Лондон: в центре «Барбикан» покажут еще один программный фильм Эйзенштейна — «Октябрь», известный на Западе под названием «Десять дней, который потрясли мир».

На снимке: рабочий Новороссийского порта Василий Никандров в роли В. И. Ленина в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь».

Страстные театралы — британцы — не могли обойти стороной предреволюционную русскую драму. Помимо пьес Чехова, которые и так входят в репертуар почти каждого лондонского театра, ожидаются необычные премьеры. В марте свет увидит постановка «Талантов и поклонников» Островского, а в июне — «Последние» Горького.

Афиша спектакля Театра Лопатинского сада «На дне» по пьесе Максима Горького.

Однако, пожалуй, самую интересную программу представил один из старейших театров Вест-энда «Аркола». Новый сезон так и называется — «Революция» — и полностью состоит из спектаклей, посвященных переломному периоду российской истории: «На дне», «Футуристы», «Собачье сердце» и «Вишневый сад».

Рейтинг
Москва.ру